Искусство кендо состоит из основ, waza (приемов) и kata.

В основы входят: исходная позиция, умение держать shinai в исходной позиции, kamae (различные стойки с shinai), церемония поклонов, передвижения, выкрики и основные удары Men, Kote, Do, Tsuki. Кроме того, в основы также входит maai – искусство держать и выбирать правильное расстояние с соперником, suburi – подготовительные упражнения с shinai и kirikaeshi – одно из очень важных упражнений в кендо.

Waza делятся на делится на Shikake-Waza (приемы атаки) и Oji-Waza (приемы защиты).

Kata - это серия ударов, их парирование, выполняемые двумя кендоистами без доспехов и деревянными либо металлическими мечами; удары в каtа только имитируются, т.е. меч останавливается за несколько сантиметров от цели; есть 7 ката, в которых у обоих партнеров по длинному мечу (tachi), и 3 ката, в которых у одного длинный меч, а у другого короткий (kodachi); итого 10 ката.

Основы:

 

  • Shizentai: Исходная, естественная позиция стоя.
    Умение держать меч (shinai) в исходной позиции.

     

  • Снаряжение или доспехи (Bogu): Men - защитное приспособление для головы, маска, шлем.
    Do – нагрудник, кираса.
    Kote – перчатка, закрывающая руку.
    Tare –
    набедренный протектор, защищающий нижнюю часть тела.
    Tenugui (hachimaki) – платок, повязываемый под Men.
    Shinai – бамбуковый меч в кендо.

     

  • Kakegoe: Выкрики. В Kendo существуют два очень важных понятия: Kiai и Kakegoe Kiai - это душевные силы, наполняющие вас, а Kakegoe - это Kiai выходящие из вас наружу в виде крика.
    Выкрики в Kendo следующие: название тех точек, куда вы попали (Men, Kote, Do, Tsuki), а также Эй!, Я!, То!, Ия!, О!, А!.

     

  • Tai-atari:Столкновение тел.

     

  • Tsuba-zeriai:

    Иногда вам придется, чрезвычайно близко сходится с вашим партнером, так, что tsuba-moto ваших shinai будут соприкасаться. Это называется tsuba-zeriai. Shinai скрещиваются под очень острым углом, а tsuba-moto оказываются плотно прижатыми друг к другу. С этой дистанции вы можете ударить партнера, либо поломав его стойку, либо отвечая на удар вашего партнера в тот момент, когда он делает шаг вперед и наносит свой удар. В этой ситуации важна hiki-waza (техника отступления назад). Поэтому keiko должно выполнятся с использованием как waza, в которых вы двигаетесь вперед и выполняете удар, так и waza, в которых вы двигаетесь назад и выполняете удар.

     

  • Oсновные удары:

    Всего в Kendo насчитывается 8 мест, куда наносят удары, приносящие очки - 7 рубящих ударов и 1 колющий:
    Рубящие удары: Shomen-Uchi, Hidari-Men-Uchi, Migi-Men-Uchi, Migi-Kote-Uchi, Hidari-Kote-Uchi, Migi-Do-Uchi, Hidari-Do-Uchi.
    Колющий удар: Tsuki.

     

  • Maai: Искусство держать и выбирать правильное расстояние с соперником.

    Стандартным считается расстояние Issoku-Itto-no-Maai в один шаг и один меч, при котором мечи едва касаются друг друга. Расстояние более далекое называется Toma - дальнее расстояние, а более близкое Chikama - близкое расстояние.

     

  • Metsuke:

    Область, куда направлен взгляд, должна охватывать все тело вашего партнера. В Кендо очень большое внимание уделяется движениям глаз. Лучше всего это можно описать как enzin no metsuke ( фиксирование взгляда на далекой горе ). Это означает, что вам не нужно фокусировать свой взгляд на одной точке, скорее, вы должны сфокусироваться на теле как на едином целом, приняв глаза партнера за центральную точку. Это даст вам возможность видеть не только физическое движение, но также любое движение сознание вашего партнера. В своем крайнем проявлении, metsuke означает способность читать мысли партнера, и в книге Миямото Мусаси “Книга пяти колец” это называется kan-ken no metsuke. Обычно это почти не возможно, но если вам это удастся, то вы будете одерживать победу каждый раз. Ответить на этот невозможный вызов и означает заниматься keiko.

     

  • Церемония поклонов: Kamae-kata:(рис 1.)Kamae-kata
    Sonkyo – положение на корточках.
    Osame-kata
    ритуал завершения поединка.

     

  • Suburi: Подготовительные упражнения с shinai:

    Joge-Buri, Naname-Buri, Shomen, Kote, Do, Sayu-men, Choyaku (Haja) -suburi.

     

  • Kiri-Kaeshi:

    Одно из очень важных упражнений в кендо. Основная техника для улучшения kendo навыков; эта техника комбинирует основные удары: сначала прямой men (shomen-uchi), затем попеременно левые и правые men (sayumen-uchi), как вперед, так и назад; это - важный и существенный метод практики для новичков и опытных кендоистов; также называемый uchi-kaeshi.

     

  • Kamae- различные стойки с мечом или с shinai):

    Chudan-no-Kamae - стойка среднего уровня, когда shinai держат по центру тела, рукоятка shinai располагается на расстоянии кулака от пупка и конец направлен к горлу соперника; наиболее распространенная позиция, принятая в современном kendo
    Jodan-no-Kamae стойка верхнего уровня, когда shinai держат над головой; это - наступательная позиция; позиция, когда shinai держат обеими руками руками и правая нога впереди называется morote-migi-jodan-no-kamae (или migi-jodan-no-kamae), если держится shinai одной рукой migi-katate-jodan-no-kamae, и позиция, когда shinai держат обеими руками и левый нога впереди, называется morote-hidari-jodan-no-kamae;
    Gedan-no-Kamae - позиция, в которой наконечник меча был понижен от chudan-no-kamae до коленной чашечки противника; это - позиция, подходящая для защиты и применяется в третьем (sanbonme) и шестом (ropponme) Nihon Kendo Kata.
    Hasso-no-Kamae - стойка, когда shinai держится вертикально с правой стороны головы; позиция, где левая нога - половина шага вперед от chudan позиции, правый кулак поднят, так, чтобы tsuba находилась на высоте рта, и меч держится вертикально с правой стороны плеча;
    также называется kamae дерева - moku-no-kamae; подобно большому дереву, устремляющемуся вверх в небо, вы принимаете стойку, исполненую величия и достоинства, чтобы подавить своего противника; эта позиция применяется в четвертом (yonhonme) Nihon Kendo Kata при движении uchidachi, но она редко используется в сегодняшнем kendo
    Waki-no-Kamae - стойка, когда shinai держится с правой стороны тела, конец его обращен назад, а лезвие не видно противнику;
    меч отдевен назад и прижат к правому бедру, чтобы скрыть руки; эта позиция применяется в четвертом (Yonhonme) Nihon-Kendo-Kata при движении shidachi

     

  • Ashi-sabaki: Работа ног, передвижения.

    Ayumi-Ashi нормальный шаг, попеременное перемещение левой и правой стопы, такое, как при нормальной ходьбе. Используется, когда вы хотите быстро преодолеть длинную дистанцию.
    Okuri-Ashi – скользящий шаг с ведущей правой стопой, основное движение в кендо. Когда вы двигаетесь вперед, вы начинаете движение с передней ноги (правой), а левая подтягивается вслед за правой; когда отступаете, начинаете с задней ноги (левой). Важно, чтобы ваши движения были гладкими и чтобы ваше тело не двигалось вверх-вниз или из стороны в сторону. Можно делать не один шаг, а серию шагов без остановки. Обратить внимание также следует на то, чтобы при движении назад пятка левой ноги не опускалась на пол.
    Hiraki-Ashi – шаг в сторону. Применяется в том случае, когда вы “открываете” (поворачиваете) свое тело вправо либо влево. Одновременно с выносом ног разворачивается и тело по направлению к сопернику. Нужно обращать внимание на то, чтобы не только ваши носки ног и ступни смотрели в сторону партнера, но и все тело также было повернуто в его сторону.
    Tsugi-Ashi – короткий шаг, применяется, когда нужно сделать выпад с далекого расстояния. Левая нога подтягивается до уровня правой и мгновенно следует движение правой ногой такое же, как и в оkuri-аshi. Нужно обратить внимание на тот факт, что когда приставляется левая нога, вы очень уязвимы для атаки, поэтому выпад (движение) правой ногой вперед не должен задерживаться, т.е. не должно быть паузы.
    Suri-ashi - скользящий шаг.
    Fumikomi-ashi (также tobikomi) прыгающий шаг. Должен выполняться одновременно с ударом и контактировать с полом должна вся поверхность ступни.

OYO-Waza (Waza) приемы Кендо.

OYO-Waza, в свою очередь, делится на Shikake-Waza (приемы атаки) и Oji-Waza (приемы защиты).

Существуют следующие виды Shikake-Waza:

Shikake-Waza Okori-Waza Debana-Waza Men, Kote, Do
Hikibana-Waza Men, Kote, Do
Harai-Waza   Men, Kote, Do, Tsuki
Renzoku-Waza Nidan-Waza Kote-Men, Kote-Do, Men-Do, Tsuki-Men, Tsuki-Kote
Sandan-Waza Kote-Men-Do
Hiki-Waza   Men, Kote, Do
Katsugi-Waza   Men, Kote, Do
Katate-Waza   Men, Migi-Men,Tsuki

 

  • Okori-Waza - эта техника используется, когда противник проявляет слабый kisei (дух, энергия). Подразделяется на:

     

  • Debana-Waza: (рис 2.) Уловив момент, когда соперник собирается перейти в атаку и полностью сконцентрирован на этом действии, в его стойке будет недоставать подвижности, необходимой для быстрой ответной реакции, вы делаете выпад и, упреждая его действия, наносите удар. Удары наносятся в Men, Kote, Do.

     

  • Hikibana-Waza: (рис 3.) Когда вас атакуют или когда вы готовы вот-вот нанести удар, равновесие нарушается. Допустим, что противник собрался вас атаковать, но замешкался, эта техника использует эту мгновенную потерю равновесия для того, чтобы облегчить выполнение удара. Удары наносятся в Men, Kote, Do.

     

  • Harai-Waza: (рис 4.) уквально отметающий прием - прием, при котором shinai соперника отбивается вами вправо либо влево. Тем самым разрушается стойка противника и открывается какая-либо часть его тела. Одновременно с этим наносится удар. Удары наносятся в Men, Kote, Do, Tsuki.

     

  • Renzoku-Waza: (рис 5.) - техника непрерывной атаки (связок), комбинационная техника. Подразделяется на:

     

  • Nidan-Waza - когда ваш первый удар не достиг цели, но, несмотря на это, вы находите еще одно слабое место и наносите туда, ни секунды не медля, следующий удар. Удары наносятся Kote-Men, Kote-Do, Men-Do, Tsuki-Men, Tsuki-kote.

     

  • Sandan-Waza - когда и второй ваш удар не достиг цели, но вы все равно наносите третий удар. Удары наносятся например Kote-Men-Do.

     

  • Hiki-Waza:(рис 6.) в момент сближения с партнером, либо сам он открывается, либо заставить его открыться и после этого, резко отходя назад, совершить удар. Удары наносятся в Men, Kote, Do.

     

  • Katsugi-Waza:- shinai прислоняется к левому плечу, это сбивает с толку противника, и он нарушает свою стойку. Тогда наносится удар.Удары наносятся в Men, Kote, Do.

     

  • Katate-Waza:(рис 7.) Техника при которой удар совершается одной рукой: либо правой, либо левой. Удары наносятся в Men, Migi-Men, Tsuki.





Существуют следующие виды Oji-Waza:

Oji-Waza Nuki-Waza Men-nuki-Do, Men-nuki-Men, Men-nuki-Kote, Kote-nuki-Men, Kote-nuki-Kote
Kaeshi-Waza Men-kaeshi-Do, Men-kaeshi-Men, Men-kaeshi-Kote, Kote-kaeshi-Men, Kote-kaeshi-Kote, Kote-kaeshi-Do, Do-kaeshi-Men, Do-kaeshi-Kote, Tsuki-kaeshi-Do
Suriage-Waza Men-suriage-Do, Men-suriage-Men, Men-suriage-Kote, Kote-suriage-Men, Kote-suriage-Kote, Tsuki-suriage-Do, Tsuki-suriage-Men
Uchiotosahi-Waza Men-uchiotoshi-Do, Men-uchiotoshi -Kote, Kote-uchiotoshi -Men, Kote-uchiotoshi-Kote, Do-uchiotoshi-Do, Do-uchiotoshi-Kote

Так как это техника защиты и контратаки, то для обозначения ударов сначала указывается место на вас, куда бьет противник, потом сама техника и далее место, которое атакуете вы. Например Men-nuki-Do – противник атакует ваш Men, вы применяете технику Nuki и бьете удар Do.

 

  • Nuki-Waza (рис 8.)- при котором вы просто увертываетесь от удара противника и наносите ему свой удар.Применяются: Men-nuki-Do, Men-nuki-Men, Men-nuki-Kote, Kote-nuki-Men, Kote-nuki-Kote.

     

  • Kaeshi-Waza (рис 9.)- довольно сложный прием, при котором shinai противника принимается собственным мечом и затем, используя силу его shinai, наносится удар. Применяются: Men-kaeshi-Do, Men-kaeshi-Men, Men-kaeshi-Kote, Kote-kaeshi-Men, Kote-kaeshi-Kote, Kote-kaeshi-Do, Do-kaeshi-Men, Do-kaeshi-Kote, Tsuki-kaeshi-Do.

     

  • Suriage-Waza (рис 10.)- противник начинает атаку, и тогда его атакующий shinai отбивается влево либо вправо-вверх. Удар, таким образом, нейтрализован, и тогда, не медля ни минуты, противнику наносится удар в какое-нибудь открывшееся место. Применяются: Men-suriage-Do, Men-suriage-Men, Men-suriage-Kote, Kote-suriage-Men, Kote-suriage-Kote, Tsuki-suriage-Do, Tsuki-suriage-Men.

     

  • Uchiotoshi-Waza (рис 11.)- атакующий shinai противника бьется вниз и после этого немедленно наносится удар. Для этой техники важно точно определить maai вашего противника и сбить его shinai до того, как его рука полностью выпрямится.Применяются: Men-uchiotoshi-Do, Men-uchiotoshi -Kote, Kote-uchiotoshi -Men, Kote-uchiotoshi-Kote, Do-uchiotoshi-Do, Do-uchiotoshi-Kote.

Kata (Nihon-Kendo-Kata):

Kata учит принципам и методам. Посредством kata вы научитесь следующему:

  • Правильной стойке.
  • Способности чувствовать намерение противника.
  • Правильным движениям меча.
  • Скорости движения.
  • Точности рубящих и колющих ударов.
  • Пониманию правильности maai для ударов.
  • Способу развития kigurai (способу благородно держать себя, чувству гордости и собственного достоинства).
  • Способу развития kiai (проекции воинского духа в крике, довавления голоса к вашему дыханию).
  • Пониманию правильного момента для удара.
  • Различным waza.

Регулярные занятия kata перед keiko повысят уровень вашего shinai-keiko и улучшат его качество.

Правила Nihon-Kendo-Kata:

 

  • Uchidachi – нападающий в kata, отводится роль учителя, shidachi - защищающийся в kata, отводится роль ученика.
  • Uchidachi начинает двигаться первым, shidachi – немного позже в ответ на это движение; таким образом uchidachi ведет shidachi.
  • Начиная с первого поклона сидя и до последнего поклона сидя нельзя ослаблять внимание.
  • Когда выполняете движение ногами, вперед двигайтесь с передней (правой) ноги, а назад с задней (левой) ноги.
  • Ashi-sabaki нужно выполнять бесшумно, необходимо обращать внимание на то, чтобы ваши пальцы ног не задирались вверх; шаг suri-ashi.
  • Shidachi устанавливает maai, который позволяет его mono-uchi достичь той точки, куда собирается нанести рубящий или колющий удар.
  • Uchidachi издает звук я-а-а, а shidachi звук то-о-о.
  • Katana (habiki – без режущей кромки) используется только в формальных случаях. В повседневных keiko используется bokken (деревянный меч).
  • И uchidachi, и shidachi без колебаний фокусируют друг на друге взгляд (metsuke).
  • Zanshin должен быть исполнен kigurai.
  • 7 kata с длинным мечом (tachi):

     

    1. Ipponme Смотреть видео
    2. Nihonme Смотреть видео
    3. Sanbonme Смотреть видео
    4. Yonhonme Смотреть видео
    5. Gohonme Смотреть видео
    6. Ropponme Смотреть видео
    7. Nanahonme Смотреть видео

    3 kata с коротким мечом (kodachi):

     

    1. Kodachi ipponme Смотреть видео
    2. Kodachi nihonme Смотреть видео
    3. Kodachi sanbonme Смотреть видео