Ходзё-дзютсу

Из истории

Ходзё-дзютсу - боевое искусство связывания подозреваемых и преступников, существовавшее в Японии с начала XIV до второй половины XIX вв. В настоящее время японской полиции разрешено использовать веревку наряду с наручниками, если конкретный полицейский хорошо владеет соответствующей техникой.

Ходзё-дзютсу означает "искусство захватывания с помощью веревки": ho (также: tori) - ловить, захватывать, арестовывать; jo (также: nawa) - веревка; jutsu - искусство. Как видим, второе название, имеющее то же самое значение - torinawa jutsu или торинава-дзютсу.

Основное предназначение ходзё-дзютсу состояло в захвате подозреваемого, противника или преступника в плен и обездвиживании, так чтобы он не мог сопротивляться или сбежать. Наибольший расцвет ходзё-дзютсу пережило в феодальный исторический период Японии, когда возникла необходимость захвата в плен противника, который мог обладать ценной информацией, или же который мог использоваться для обмена на кого-нибудь, захваченного противной стороной. Безусловно, были и другие причины для связывания кого-либо, и одна - далеко не последняя - причина состояла в необходимости обездвижить подозреваемого в совершении преступления для передачи его под суд или для допроса...

Для связывания использовались самые различные узлы - от простых крепёжных узлов до затягивающихся ещё туже при попытках человека развязаться. Отдельным образом связывался одиночный пленник, и специальные узлы использовались для нескольких человек, связанных вместе одной длинной верёвкой. Часто для связывания "случайного" пленника использовался шнур, крепившийся к ножнам меча самурая...

Из методики преподавания

...Обычное связывание в общем случае позволяет связанному человеку нащупать веревки руками и попытаться их расшатать, ослабить с целью дальнейшего освобождения. Использование специальных методов ограничения подвижности позволяет взаимоувязать обвязку, так что ослабление одной веревки приводит к натяжению другой, и в конечном счете ничего не дает человеку, пытающемуся развязаться.

Специальные методы ограничения подвижности - не единственный способ обезопасить себя от попыток связанного человека освободиться. Ещё один эффективный метод снижения активности, если не полного обездвиживания рук и туловища человека - использование скользящих петель на шее, взаимоувязанных в веревочном блоке с локтями и запястьями, так что любая попытка пошевелить руками вызывает затягивание этих петель. Добавление к таким обвязкам связывания ног полностью обездвиживает человека...


Ласкин Александр Борисович, технический секретарь, инструктор САД Инструктор - Ласкин Александр Борисович, 

Короткие видеоклипы по теме:

- клип №1 (6,79 МБ)
- клип №2 (6,35 МБ)
- клип №3 (8,77 МБ)
- клип №4 (10,3 МБ)
- клип №5 (45,3 МБ)
- клип №6 (23,5 МБ)

 


Ходзё-дзютсу - искусство связывания.

 

Ходзё-дзюцу - это техника связывания противника. Если быть точным, то ходзё-дзюцу является своего рода пограничной техникой между кобудо и рукопашным боем. Дело в том, что суть техники состоит именно в связывании противника. Для этого его сначала необходимо было сбить с ног и, используя болевое удержание, обездвижить. Фактически, это не что иное, как рукопашный бой в чистом виде.
Способы связывания противника или животного при охоте для ограничения возможности передвижения существуют у всех народов. Практически везде пастухи или наездники умеют выполнять удары и щелчки плетью или хлыстом. Но как целостная система со строгой структурой технических приёмов, методикой и методологией обучения искусство связывания существует только на дальнем востоке.
Ответить на наши вопросы об этом разделе древнего воинского искусства любезно согласился Президент Федерации традиционного кобудо и иайдо, доктор юридических наук Ларин Антон Маратович.
Кобудо.ру: Антон Маратович, почему именно в странах дальневосточного региона появился и, что самое главное, сохранился до наших дней этот интересный раздел воинского искусства? Чем объясняется такая системность в подходе к обучению искусству связывания?
А.Л.: На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. По всей видимости, дело тут не в какой-то особой системе Ходзё-дзютсу, а в определенной тяге японцев к систематизации. Что же касается того факта, что возраст этой техники составляет несколько сотен лет, то к чести жителей дальнего востока надо сказать, что они вообще немало сумели сохранить из своего исторического наследия.
Кобудо.ру: Чем пользовались самураи для связывания противника?
Кобудо.ру: В художественных фильмах о работе силовых структур, как СССР, так и современной России можно увидеть как бравый сотрудник органов, используя куртку или пиджак и применяя технику внешне похожую на технику ходзё-дзютсу, защищается от вооружённого холодным оружием преступника. Использовали ли сотрудники НКВД, а позднее КГБ, милиции и других силовых подразделений японские методики подготовки?
А.Л.: Мне сложно судить о системе подготовки сотрудников НКВД, а что касается КГБ, то в 80-х годах прошлого века в этой организации официально практиковался стиль каратэ Дзёсинмон. Не весь стиль в целом, а, в основном, прикладной аспект, конечно. Подобное решение принималось на достаточно высоком уровне, после проведения экспертной оценки различных восточных систем. Так что с полной уверенностью можно говорить о том, что восточные методики использовались для профессиональной подготовки сотрудников отечественных специальных подразделений.
Кобудо.ру: Имеет ли смысл практиковать ходзё-дзютсу отдельно от карате и кобудо, используя его, при необходимости, как средство самозащиты?
А.Л.: Если говорить только о самозащите и самообороне, то в настоящее время не сложно приобрести достаточно эффективные средства, не требующие длительного времени для освоения. Например, бесствольное средство "Оса" стреляющее резиновыми пулями. Если же речь идет об освоении какой-либо восточной системы, то Ходзё-дзютсу является подсистемой и не может существовать отдельно. Для того чтобы освоить какой-либо прием из арсенала Ходзё-дзютсу мало запомнить последовательность движений руками. Если эта техника относится к категории защитных, где веревка используется для блокирования удара рукой, ногой или каким-либо предметом, то для того чтобы выполнить ее потребуется наличие дополнительных навыков. Взрывная реакция, отличная координация, способность мгновенно синхронизировать свои действия с действиями противника и т. д. Помимо этого нужно знать и уметь вовремя уходить с линии атаки, причем, на определенное расстояние иначе прием просто не получится. Словом, необходимо обладать неким уровнем профессиональной подготовки, а значит заниматься каратэ, джиу-джитсу или какой-либо другой системой единоборств. Если же техника относится непосредственно к категории принудительной иммобилизации (связывания), то и в этом случае потребуются навыки рукопашного боя. Сомнительно, что кто-то, будучи в сознании, даст себя связать без сопротивления.

 

Ходзе дзюцу

Ходзё-дзютсу - боевое искусство связывания подозреваемых и преступников, существовавшее в Японии с начала XIV до второй половины XIX вв. В настоящее время японской полиции разрешено использовать веревку наряду с наручниками, если конкретный полицейский хорошо владеет соответствующей техникой.


Ходзё-дзютсу означает "искусство захватывания с помощью веревки": ho (также: tori) - ловить, захватывать, арестовывать; jo (также: nawa) - веревка; jutsu - искусство. Как видим, второе название, имеющее то же самое значение - torinawa jutsu или торинава-дзютсу.

Основное предназначение ходзё-дзютсу состояло в захвате подозреваемого, противника или преступника в плен и обездвиживании, так чтобы он не мог сопротивляться или сбежать. Наибольший расцвет ходзё-дзютсу пережило в феодальный исторический период Японии, когда возникла необходимость захвата в плен противника, который мог обладать ценной информацией, или же который мог использоваться для обмена на кого-нибудь, захваченного противной стороной. Безусловно, были и другие причины для связывания кого-либо, и одна - далеко не последняя - причина состояла в необходимости обездвижить подозреваемого в совершении преступления для передачи его под суд или для допроса.

В каждом государстве на протяжении всей истории человечества были свои способы обездвиживания и контролирования пленных, подозреваемых и преступников, и они разнятся от связывания веревкой до заковывания в кандалы или цепи, а также других, более экзотических, но и более редких и сложных способов. Однако, похоже, что только японцы выработали настолько сложную систему связывания веревкой, как ходзё-дзютсу. Обучение этому искусству являлось частью боевой подготовки самурая, а служащие полиции низкого ранга проходили обучение базовым приёмам ходзё-дзютсу под руководством старших офицеров из сословия самураев.

Люди, содержащиеся в плену, связывались особым образом, каждый в соответствии со своим социальным положением и рангом. Глядя на то, как связан человек, можно было определить, какое преступление он совершил. Кроме этого, существовали специальные узлы мужчин и женщин, для людей с сильными руками, для людей, способных изворачиваться и выбираться из пут, для сумасшедших и для особо опасных. Поскольку способы связывания сильно различались, существовали и различные верёвки, предназначенные для этого, длина которых составляла от нескольких десятков сантиметров до более чем десяти метров.

Для связывания использовались самые различные узлы - от простых крепёжных узлов до затягивающихся ещё туже при попытках человека развязаться. Отдельным образом связывался одиночный пленник, и специальные узлы использовались для нескольких человек, связанных вместе одной длинной верёвкой. Часто для связывания "случайного" пленника использовался шнур, крепившийся к ножнам меча самурая...

Если подозреваемый вырывался и пытался убежать, для поимки использовался металлический крюк на верёвке длиной примерно 4 метра - каги-нава (kaginawa), после чего полицейский, используя дополнительные верёвки из своего арсенала, связывал подозреваемого до состояния полного обездвиживания.

В любом случае, при связывании подозреваемого должны были соблюдаться следующие 4 правила:

  1. Не позволить ему освободиться.
  2. Не причинить ему физического или психического вреда.
  3. Не позволить окружающим видеть, как выполняется связывание.
  4. Сделать результат - саму вязку - красивым для взгляда.

Целью п. 3 была не столько секретность ради самой секретности, сколько не дать преступникам понять и научиться данным техникам с целью создания техник противодействия и развязывания. Школы и техники связывания разнились в зависимости от местности, в которой выполнялись, а общее количество школ ходзё-дзютсу в Японии составляло более 150...

Техники обездвиживания имеет смысл разделить, в первую очередь, не по инструментам, для этого используемым, а по преследуемым целям:

полное обездвиживание с целью обеспечения неподвижности;

частичное обездвиживание с целью фиксации местоположения;

частичное обездвиживание с возможностью конвоирования;

обездвиживание с целью добычи информации или наказания.

Полное обездвиживание с целью обеспечения неподвижности можно назвать просто полным обездвиживанием, и для обеспечения этого может использовать полный спектр инструментов, как общедоступных (веревка, ремень, одежда и пр.), так и специальных (наручники, колодки, цепи и пр.). Суть полного обездвиживания заключается в максимальном ограничении свободы действий за счет фиксации рук, ног и тела в общем и целом в таких положениях, которые исключали бы возможность выполнения каких-либо действий, могущих привести к освобождению или изменению местоположения. Типичный пример полного обездвиживания - связывание рук и ног за спиной с дополнительной фиксацией конечностей к шее (как с помощью затягивающихся узлов, так и простыми способами), что будет препятствовать выполнению им каких-либо движений с целью освободиться.

Для полного обездвиживания могут использоваться любые инструменты, обладающие достаточной
гибкостью, чтобы ими можно было связать руки, ноги и пальцы рук и ног человека, а также любые твердые инструменты в сочетании с гибкими (например, бамбуковый шест в сочетании с одеждой и (или) веревкой).

Полное обездвиживание может быть выполнено практически на любое количество времени - от нескольких секунд и минут до нескольких дней, но сильно зависит от обстоятельств, так как некоторые техники могут быть опасны для здоровья при длительном воздействии.

Частичное обездвиживание с целью фиксации местоположения, как правило, применяется, чтобы не возможно было покинуть ту или иную территорию. Сюда можно отнести привязывание или приковывание наручниками к неподвижному предмету (столб, дерево, стол, кресло и пр.), а также подвешивание; при этом степень свободы может быть самой различной - от почти полной (к предмету прикована одна рука) до полного её отсутствия (привязать к предмету за всё тело, включая руки и ноги, или подвесить со связанными руками и ногами). Для такого обездвиживания применяются предметы и инструменты, способные в комбинации эффективно удерживать от смены местоположения: веревка, ремень или пояс, наручники, цепь, элементы одежды и обуви, провода и пр. в сочетании с предметом, к которому можно привязать или прикрепить противника.

Обездвиживание с целью фиксации местоположения может быть выполнено на любой срок, но сильно зависит от обстоятельств, так как некоторые техники могут быть опасны для здоровья при применении их на протяжении длительного времени.

Частичное обездвиживание с возможностью конвоирования - самый богатый с точки зрения разнообразия применяемых техник и инструментов раздел среди техник обездвиживания. Как правило, речь здесь идет о частичном обездвиживании, чтобы противник мог самостоятельно передвигаться, но чтобы его возможности были сильно ограничены и контролировались.

Разделим эти техники на три части:

конвоирование со связанными руками или иным образом ограниченной свободой действий, при этом свои руки совершенно свободны;

конвоирование с одной свободной рукой (например, для использования оружия);

конвоирование с обеими занятыми руками (например, болевой на локоть и контроль головы).

Рассмотрим эти части по порядку.

Конвоирование таким образом, чтобы свои руки были свободны, может быть либо тогда, когда руки и ноги противника связаны или
спутаны таким образом, что он не может быстро передвигаться (например, руки связаны за спиной, ноги спутаны на небольшом расстоянии, так что противник может только семенить, попытка ускорить движение приведет к падению), либо когда веревка или цепь от противника закреплена на своем поясе или как-то иначе, не ограничивая свободу действий последнего. Ещё один вариант - если несколько противников связаны или иначе скреплены вместе, тогда им будет сложно скоординировать свои движения для быстрого перемещения.

Техники ограниченного обездвиживания:

  • руки связаны или скованы за спиной, ноги спутаны веревкой, ремнем, поясом или цепью так, что противник может совершать лишь небольшие шажки;
  • руки связаны за спиной, к одной или обеим ногам привязан тяжелый или неуклюжий предмет, гарантирующий невозможность быстрого перемещения...

Конвоирование с одной свободной рукойпозволяет вам не особо заботиться о скорости передвижения противника, так как вы его одной рукой контролируете. В этом случае на первое место выходят техники, позволяющие добиться полной управляемости противника за счет болевых или удушающих контролей. Приемов здесь множество, и руки могут быть как связаны, так и свободны, а если связаны, то как сзади, так и спереди.

Техники:

хая-нава, петля на шее, а конец веревки в руке контролирующего(несколько способов);

руки связаны за спиной, петля на шее, конец веревки в руке контролирующего...

Конвоирование с обеими занятыми рукамиобеспечивает практически полный контроль над противником и позволяет не заботиться о дополнительном обездвиживании с помощью инструментов (таких как веревка, например).


Обездвиживание с целью добычи информации или наказаниявключает в себя техники, оказывающие болевой эффект на противника при нахождении в состоянии обездвиживания. Как правило, при выполнении таких техник тело противника принимает несвойственные человеку положения, и состояние его усугубляется соответствующим использованием инструментов, сдавливающих или стягивающих отдельные части тела.

http://jiu-jitsu.nsk.su