информация взята с сайта Александра Левитаса проживающего  в городе Нагарии  http://www.nunchaku-do.com/myself_r.htm

История нунчаку

Кочующий из книги в книгу популярный миф гласит, что нунчаку - бывший цеп для обмолота риса, превращённый японскими крестьянами в грозное оружие, которым они сражались против самураев. Однако этот миф содержит сразу четыре грубых ошибки. Нунчаку отнюдь не являются японским оружием, они никогда не были цепом, использовали это оружие вовсе не крестьяне - и вовсе не против самураев.

 

 
Фонетическая запись 'ну-н-тя-ку'
Фонетическая запись "ну-н-тя-ку"

Нунчаку в том виде, в котором мы их знаем, пришли с Окинавы (Рюкю) - архипелага, являющегося сегодня частью Японии, однако заселённого другим народом, говорящим на другом языке. В японском языке даже нет слова для обозначения нунчаку - когда надо написать слово "нунчаку", используется либо запись "ну-н-тя-ку" на катакане - слоговом алфавите, которым японцы записывают иностранные слова, либо китайский иероглиф "двухчленная дубинка" ("двухзвенный цеп"), который на китайском языке читается как "шуан-цзе-гун", на окинавском - как "нун-тя-кун", а на японском - как "со-сэцу-кон".

 

Многие считают, что нунчаку ведут своё происхождение от цепа для обмолотки риса (уцу) - но это ошибка. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе, что Вам нужно молотить нунчаку (причём не концом, а всей поверхностью палки) лежащие на земле колосья - для этого Вам придётся согнуться в три погибели, почти что упираясь носом в собственные колени, а при каждом взмахе Вы будете бить себя по спине. Настоящий окинавский цеп - как, впрочем, и японский, китайский или европейский - имеет ручку длиной в рост человека, так что им можно бить по земле, не скрючиваясь буквой "зю". Поэтому версия о происхождении нунчаку от цепа совершенно несостоятельна. Причина путаницы, судя по всему, кроется как в конструктивном сходстве нунчаку и цепа, так и в том, что в арсенал окинавского кобудзюцу входит другое оружие - боевой цеп (утибо) - действительно являющееся модификацией крестьянского цепа.

 

Иероглиф 'нун-тя-кун'
Иероглиф "со-сэцу-кон"
 

Существует несколько более разумных версий относительно того, какой предмет послужил прототипом нунчаку. Наиболее правдоподобная из них (её придёрживается ряд современных мастеров кобудо) гласит, что нунчаку в оригинале представляли собой удила - часть конской упряжи. В исходном варианте нунчаку палки были изогнуты, как показано на фотографии, и лишь позднее начал применяться известный сегодня вариант с прямыми ручками. Существуют также версии о происхождении нунчаку от колотушки ночного сторожа или от инструмента для обдирания коры со ствола бананового дерева (из коры банана на Окинаве делали лучшую ткань). Наконец, ещё одна версия, которую признают такие авторитеты, как Мияги и Икэда, гласит, что оружие, послужившее прототипом нунчаку, привезли на Окинаву китайские иммигранты. Косвенным подтверждением этой версии служит то, что для обозначения нунчаку используется слово, заимствованное из китайского языка.

Как же мирный предмет обихода превратился в оружие? И кто пользовался этим оружием? Чтобы ответить на эти вопросы, придётся совершить экскурс в историю.

В 1429 году король Сё Хаси, основатель династии Сё, объединил три области Окинавы (Хокудзан, Нандзан и Тюдзан) в одно королевство и сделал столицей город Сюри. Спустя почти век один из последующих правителей, король Сё Син, завершил объединение страны, превратив кучку княжеств в единое государство. Чтобы предотвратить возможный мятеж, он собрал всех князей (андзи) в Сюри и издал "Указы об оружии" (кин-бу), запрещающие ношение оружия и обладание значительным количеством вооружения. В результате королевское войско стало единственной в стране армией.

Муге - окинавские удила, от которых, скорее всего, произошли нунчаку В книгах о каратэ любят писать, что окинавские боевые искусства развивались среди крестьян - но это чепуха. Окинава была небогатой страной, а попав в XVII веке под власть японцев, и вовсе обнищала. Крестьяне вынуждены были работать от рассвета до заката, чтобы прокормить себя - и всё равно голодное истощение было довольно распространённой причиной смерти вплоть до середины XX века. Поэтому занимались боевыми искусствами главным образом дворяне. Причём если аристократы (кадзоку) - принцы и князья - практиковали боевые искусства скорее в качестве хобби, то для служилых дворян (сидзоку) владение приёмами рукопашного боя было насущной необходимостью: многие из них служили в армии и полиции, работали сборщиками налогов и т.д. Если взглянуть на генеалогическое дерево практически любого стиля окинавского каратэ или кобудзюцу, обнаружится, что либо основатель стиля сам был родом из дворянской семьи, либо изучал боевые искусства у дворянина.

В 1609 году королевство Рюкю, существовавшее до тех пор как независимое государство, было оккупировано японским княжеством Сацума и стало его вассалом, а в 1879 году, после революции Мэйдзи, Окинава была аннексирована Японией. Но японское присутствие на Окинаве всё это время было крайне незначительным - не более нескольких десятков самураев на всю страну. Японцы подтвердили "Указы об оружии" Сё Сина, да ещё добавили запреты на импорт оружия и на владение огнестрельным оружием. Однако истории о тотальном разоружении жителей Окинавы являются не более чем сказкой: окинавским дворянам, как и прежде, разрешено было иметь мечи, а членам королевской семьи и князьям - даже ружья.

"Позвольте!" - скажет тут человек, знакомый с арсеналом окинавского кобудзюцу - "Если создателями окинавских боевых искусств и вправду были дворяне, и если они имели право носить мечи, зачем им было изобретать приёмы боя серпом, веслом, мотыгой и другими предметами крестьянского обихода?!" Автора этих строк тоже долгое время занимал этот вопрос - и вот что удалось выяснить:

Мастер кобудзюцу Рюшо Сакагами разбивает бетонный блок ударом нунчаку Служилые дворяне на Окинаве, как явствует из названия, несли государственную либо военную службу ("защищали закон и поддерживали порядок"), и жили с жалованья, которое платил им за это король. Других источников дохода у них не было и не могло быть - закон запрещал им заниматься чем-либо ещё. Однако на каком-то этапе жалованья стало недостаточно для того, чтобы на него можно было содержать семью. Многие дворяне обеднели до крайности. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, в 1724 году дворянам было дано разрешение заниматься торговлей, ремёслами или земледелием - и многие семьи вынуждены были податься в фермеры, чтобы прокормить себя. А спустя ещё полтора столетия, в 70-е годы XIX века, после революции Мейдзи, окинавские дворяне, подобно японским самураям, были лишены всех привилегий (включая право на ношение мечей) и жалованья. Если Вы читали "Унесённые ветром", Вы наверняка помните описание того, как вчерашним аристократам приходилось становиться лавочниками и пекарями, чтобы не умереть с голоду. Так же обстояли дела и на Окинаве: члены королевской семьи работали извозчиками и ночными сторожами, князья рубили дрова и продавали на рынке поросят... Началось массовое переселение дворян в деревни. Крестьяне отнюдь не были рады новым соседям, старались выжить их с земли, которую считали своей, зачастую дело доходило до драки... Да и уровень преступности в стране, где еда была ценностью, вырос довольно ощутимо. Так что "князьям-огородникам" пришлось вспомнить навыки рукопашного боя.

Разумеется, потомки благородных семейств предпочли бы использовать в бою не голые руки, а меч - но права носить оружие они были лишены. Что же делает воин, оставшийся без привычного оружия? Старается вооружиться тем, что под рукой! Шаолиньские монахи изобретали приёмы боя корзинкой и тапочками, ниндзя учились убивать своих врагов палочками для еды. Окинавские дворяне, лишившись своего привычного оружия, тоже превратили в оружие всевозможные "подручные средства".

Шесты и палки разной длины (двухметровый рокусякубо, метровый дзё и полуметровый танбо) всегда использовались в качестве вспомогательного оружия, так что о них вспомнили в первую очередь. Но вниманием не обошли и ручки от жерновов домашней мельницы (тонфа), и серпы (кама), багры (нунти-бо), вёсла (эку), мотыги (кува) и другие предметы, которые можно было эффективно использовать в бою. Кому-то на глаза попались две деревяшки, связанные верёвкой. Воин взмахнул ими пару раз, представляя, как бьёт по голове противника, прикинул, как лучше переделать попавшийся под руку предмет в оружие - и на свет появились нунчаку.

Нунчаку не были особенно популярным оружием - об этом можно судить уже хотя бы по тому, что не сохранилось ни одного традиционного ката с нунчаку (для сравнения - существует более десятка ката с шестом). Причина столь невысокой популярности нунчаку скорее всего в том, что они малоэффективны при столкновении с противником, использующим шест или другое длинное оружие, не говоря уже о мече. С другой стороны, человек, умело применяющий нунчаку, мог с лёгкостью обратить в бегство нескольких безоружных или вооружённых ножами и кастетами противников. Поэтому в те годы, как и в наши дни, нунчаку использовались главным образом как средство уличной самообороны, позволяющее отбиться от хулиганов или грабителей.

Знаменитый мастер кобудзюцу Синкен Тайра демонстрирует ката с нунчаку Подобное нунчаку оружие существует практически во всех развитых боевых искусствах. Назову лишь несколько наиболее популярных разновидностей: китайский эрцзегун, филиппинский табак-тойок, корейский ссанджольбон, европейские боевые цепы - все эти виды оружия конструктивно сходны с нунчаку. Некоторые из этих систем просто позаимствовали нунчаку из кобудо, как, например, это произошло с филиппинскими боевыми искусства - их чако, табак-тойок и драй боло представляют собой всё те же нунчаку, но только сделанные из местных пород дерева. Другие боевые искусства используют своё собственное цепочно-палочное оружие, издавна применявшееся в этом регионе - таковы, к примеру, шаолиньский саньцзегун или европейский цеп. Популярность нунчаку на сегодняшний день так велика, что редко какое вновь возникшее боевое искусство не принимает их на вооружение. Мне даже довелось видеть брошюру, выпущенную одной из новых школ псевдо-старинных псевдо-русских воинских искусств, где говорилось о том, что нунчаку были обычным вооружением древних русичей - но это скорей из области курьёзов.

Из-за простоты в изготовлении, эффективности в условиях уличной драки и широкой известности, полученной с лёгкой руки Брюса Ли, нунчаку переживают в наше время второе рождение. На сегодняшний день нунчаку являются одним из самых распространённых видов холодного оружия, уступая в популярности разве что ножу и палке.

 

Нунчаку сегодня

Традиционное нунчаку

Традиционное нунчаку

Традиционное нунчаку практикуется обычно в рамках традиционных школ японских и окинавских боевых искусств, иногда как отдельная дисциплина, но чаще как часть кобудо. Ученик в первую очередь оттачивает базовую технику (кихон). Затем наступает очередь досконального изучения ката. Параллельно с отработкой ката тренируется сила удара и точность движений. Лишь после того, как ученик демонстрирует хорошее владение ката (а на это может уйти и несколько лет), его допускают к рензоку-бункай - работе в парах, когда фрагменты ката отрабатываются уже не на воздухе, а с реальным партнёром, нападающим с каким-то оружием, обычно с шестом. На последнем этапе обучения ученики, помимо ката и бункай, практикуют также кумитэ - свободный поединок, причём оружие партнёра меняется от случая к случаю (хотя чаще всего это опять же бывает шест). К поединку допускаются лишь ученики, способные хорошо контролировать своё оружие, так как ошибка даже в один сантиметр может стать роковой. В некоторых школах изучается также метание нунчаку.

 

В традиционном обучении технике нунчаку особое внимание обращается на изучение перемещений (тай-сабаки) и блоков, что совершенно правильно - когда человека бьют по голове палкой, умение красиво вращать нунчаку не поможет, необходимо либо блокировать удар, либо уклоняться от него. Вообще, традиционные техники нунчаку отличаются довольно высокой эффективностью - разработанные для боя и практикуемые в реалистичной манере техники позволяют бойцу уверенно противостоять нападающему, вооружённому ножом или палкой. К недостаткам традиционного метода обучения следует, на мой взгляд, отнести прежде всего ограничение, зашоривание ученика, имеющее место во многих школах - традиция нередко воспринимается как религиозная догма и любое отклонение от канона или попытка добавить что-то новое от себя считаются неприемлимыми; во-вторых, длительный период обучения рассчитан на воспитание мастера, но при этом в первые месяцы (а порой и годы) тренировок ученик не получает реальных боевых навыков, что снижает ценность системы для тех, кто изучает её для самообороны.



'Американский ниндзя' с нунчаку

Современные школы

Помимо традиционного кобудо, владение нунчаку изучается во многих других современных школах боевых искусств - от филиппинских боевых искусств до "американских ниндзя". Во-первых, это различные старые школы, которые на том или ином этапе приняли нунчаку на вооружение, как это произошло с филиппинскими боевыми искусствами или с некоторыми школами дзю-дзюцу. Во-вторых, многие новые, появившиеся в течении последних десятилетий школы боевых искусств изначально объявили нунчаку своим "табельным" оружием. Объединяет все эти системы владения нунчаку то, что они не столько используют техники и методики тренировок из традиционного кобудо, сколько адаптируют обычную технику своей школы для применения с нунчаку.

Из-за многообразия такого рода школ практически невозможно дать какую-то общую характеристику применяемым техникам и способам тренировки, так как они варьируются от школы к школе. Есть школы, которые, подобно кобудо, главным образом ориентированы на изучение ката, есть школы, в которых ката не существуют вообще. Есть школы спортивной ориентации, где целью ученика является призовое место на престижном турнире, и тогда главным требованием к техникам скорее всего будет их зрелищность, есть школы, в которых обучают самообороне в условиях уличной драки, и тогда основным критерием является эффективность изучаемых техник. Есть школы, делающие ставку на силовые приёмы, студенты этих школ учатся наносить сокрушительные удары тяжёлыми нунчаку, есть школы, где главными требованиями являются скорость и точность, и тогда изучаются молниеносные техники с лёгкими ратановыми или пластиковыми нунчаку. Есть школы, основанные на ударной технике, и их техника нунчаку будет отличаться обилием хлещущих ударов, которые наносятся преимущественно с дальней дистанции, есть школы, подобные дзю-дзюцу, в которых главную роль играет техника борьбы, и тогда их манера ведения боя с нунчаку будет включать в себя множество захватов, болевых приёмов, удушений и бросков, а предпочтительной дистанцией боя будет ближняя. Есть школы, рассчитанные на ведение боя с одним противником, в них изучаются главным образом линейные техники, есть школы, где изучается ведение боя одним против многих, и тогда в технике преобладают круговые приёмы, развороты и проносные удары. В любом случае, невозможно дать какую-то оценку изучаемым в школе техникам нунчаку, не рассматривая подробно саму школу.



Кевин Оркатт демонстрирует технику OPN

Нунчаку в полиции

В начале 80-х годов сержант американской полиции Кевин Оркатт, обладатель чёрного пояса по Дзюкадо, разработал систему OPN (Orcutt Police Nunchaku), предназначенную для полиции. Система предполагает использование специально сконструированных пластиковых нунчаку вместо обычной полицейской дубинки или PR-24 (тонфа, дубинки с боковой ручкой) в качестве основного средства защиты и контроля для тех случаев, когда применение пистолета ещё не оправданно. Среди аргументов в пользу нунчаку называют небольшой размер и вытекающие из него незаметность и удобство в ношении (несомненно, гораздо удобнее ходить, сидеть или бегать с 30-сантиметровыми нунчаку, чем с 60-сантиметровой PR-24 с торчащей ручкой), простоту в обращении и возможность использовать разнообразные нетравмирующие, но при этом эффективные техники контроля при аресте. Попытки адаптировать технику нунчаку для нужд полиции предпринимались и ранее, но OPN стала первой системой, делающей ставку не на удары, а на техники контроля. Как сообщает Кевин Оркатт, более двухсот правоохранительных и исправительных учреждений в США используют его систему.

Как и другие полицейские системы, система OPN включает в себя ограниченное количество довольно простых техник, которые могут быть изучены в достаточно короткий срок. В рамках системы OPN нунчаку используются главным образом как средство контроля при аресте или как средство самообороны против безоружного противника - против вооружённого нападающего, представляющего угрозу жизни полицейского, применяется пистолет. Техники OPN включают в себя различные приёмы для ареста, удержания и контроля, включающие болевые захваты, сбивания с ног, техники типа "пойдём-со-мной", приёмы для надевания наручников и т.п., блоки против ударов рукой и ногой (в т.ч. переходящие в захват и технику контроля) и, наконец, несколько ударов, использование которых разрешено лишь в качестве крайнего средства - предполагается, что если ситуация требует применения нунчаку как ударного оружия, то та же ситуация уже допускает применение пистолета. Основным недостатком этой системы, на мой взгляд, является низкий уровень подготовки полицейских - инструктор проходит 32-часовой (!) курс, после чего преподаёт 16-часовой курс рядовому составу.

Брюс Хевитт выполняет бросок с помощью TR-22 Трудно сравнивать OPN с другими школами нунчаку, так как это узкоспециальная система, однако тот факт, что она почти двадцать лет применяется в реальных боевых ситуациях, говорит о её эффективности. Если Вас интересует дополнительная информация по OPN, Вы можете посетить страничку Orcutt Police Defensive Systems, Inc.

Другой вариант полицейских нунчаку был разработан Брюсом Хевиттом. Это оружие было названо "дубинкой для ареста" ("Tactical restraint baton") или TR-22. В базовом варианте TR-22 мало чем отличается от OPN, но Хевитт разработал два улучшенных варианта. Первый из них - TR-22 O.C. - имеет встроенный в рукоять баллончик со слезоточивым "перцовым" газом O.C. (oleoresin capsicum). Второй вариант - TR-22 N.S. "non-striking" или "небьющая" дубинка (которая также может иметь опцию O.C.) - представляет собой уникальное, защищённое патентом решение для штатов, в которых ношение нунчаку запрещено законом - это оружие имеет сдерживающий ремень, не позволяющий использовать TR-22 N.S. для нанесения ударов (так что это оружие не подпадает под определение нунчаку или ударно-дробящего оружия вообще), его можно применять только для выполнения приёмов захвата и болевого контроля. Ещё одним достоинством TR-22 N.S. является то, что если преступник сумеет завладеть этим оружием, он не будет способен применить его против полицейского, поскольку не будет знать, как использовать такое оружие.



Черепашка-ниндзя

Нунчаку на экране

В 70-х годах легендарный Брюс Ли в своих фильмах "Кулак ярости", "Появляется дракон", "Возвращение дракона" и "Смертельная игра" впервые продемонстрировал западной публике нунчаку. Миллионы зрителей по всему миру наблюдали, затаив дыхание, как Брюс с помощью нунчаку расправляется с десятками противников - как безоружных, так и вооружённых ножами, дубинками, шестами, мечами и даже пистолетами. Именно тогда родился миф, утверждающий, что нунчаку являются самым эффективным оружием в мире, позволяющим одержать верх над противником с любым другим оружием (на самом деле, конечно же, это не так - подробнее об этом говорится в разделе "История нунчаку"). С тех пор нунчаку стали, пожалуй, самым популярным оружием боевых искусств и прочно заняли место на кино- и телеэкране.

Нунчаку вооружаются как положительные, так и отрицательные герои всевозможных фильмов (и даже мультфильмов), имеющих хоть какое-то отношение к боевым искусствам - достаточно вспомнить, например, знаменитую черепашку-ниндзя Микеланджело. Об исторической достоверности сценаристы обычно не заботятся: нунчаку размахивают как персонажи, которые действительно могли использовать это оружие (например, шаолиньские монахи, которые и впрямь тренировались с боевыми цепами эрцзегун, китайским аналогом нунчаку), так и люди, которые на самом деле никогда не использовали нунчаку - самураи, ниндзя и даже... американские индейцы.

Брос Ли в фильме 'Появляется дракон' В кино используют главным образом самые примитивные, но в то же время довольно эффектно выглядящие приёмы с нунчаку - вращения по кругам и восьмёркам, рубящие удары и перехваты из руки в руку, когда исполнитель изображает из себя "грузовой вертолёт на холостом ходу". Зачастую этот процесс сопровождается пронзительными воплями, напоминающими жалобы кошки, которой наступили на хвост. Реальная боевая техника почти не появляется на экране. Блоки демонстрируются крайне редко, а болевые захваты или броски - практически никогда. Из того, что мне довелось видеть, наиболее правдоподобную технику демонстрирует Брюс Ли в фильме "Возвращение дракона". Однако его же бой с вооружённым мечом японцем из фильма "Кулак ярости" и знаменитый поединок с Даном Иносанто - нунчаку против нунчаку - из фильма "Смертельная игра" произвели на меня удручающее впечатление: они весьма зрелищны, но при этом совершенно нелепы и нереалистичны. Если бы эти бои происходили в реальной жизни, первый противник, используя более длинный меч, довольно быстро нарезал бы Брюса на тонкие ломтики, как салями, а во втором бою, если бы нунчаку были деревянными, а не поролоновыми, пропущенный Брюсом удар по голове убил бы его на месте (или, по меньшей мере, надолго отправил бы в больницу с проломанным черепом и тяжёлым сотрясением мозга).

Забавно, что в фильмах практически никогда не демонстрируется защита от нунчаку голыми руками - даже актёры, вступающие на экране безоружными в бой с десятком противников с мечами, при столкновении с персонажем, использующим нунчаку, применяют против него как минимум пистолет.



Нунчаку-кумитэ - поединок на нунчаку

Нунчаку как спорт

В 90-х годах в Нидерландах появился новый вид спорта - спортивное фехтование на нунчаку - названный "Нунчаку-До". Как и другие боевые искусства, (например, фехтование, борьба или метание копья), искусство владения нунчаку, став спортом, потеряло большую часть своей боевой направленности. Этот вид спорта включает в себя три дисциплины - кумитэ, ката и фри-стайл. В некоторых школах практикуют также нунчаку-дзюцу - самооборону с нунчаку.

Кумитэ - поединок, бой. Во многом нунчаку-кумитэ напоминает спортивное фехтование: два бойца, вооружённые одинаковым оружием - безопасными мягкими нунчаку - и одетые в защитные шлемы, ведут бой, пытаясь набрать 6 очков. Очки присуждаются за удар, коснувшийся противника, которому предшествовали либо два перехвата нунчаку из руки в руку, либо блокирование атаки противника. Любой удар, коснувшийся противника (например, удар, задевший бедро), приносит одно очко. За чёткое выполненение технически сложного и эффективного удара (например, удар по голове) присуждают два очка. Запрещены удары по спине, по шее, по промежности и по ногам от колена и ниже, удары руками и ногами и захваты рук противника, приёмы, при которых обе рукояти нунчаку удерживаются в одной руке, тычки двумя рукоятями нунчаку одновременно, а также пассивное поведение бойца в течении более чем пяти секунд.

Как видите, ограничений более чем достаточно, чтобы система в значительной мере утратила боевой аспект. С другой стороны, подобные бои на нунчаку являются неплохим упражнением для людей, изучающих работу с оружием, поэтому я провожу нунчаку-кумитэ на своих тренировках, участвую в чемпионатах по нунчаку-до и рекомендую участие в них своим ученикам. Важно только помнить, что нунчаку-кумитэ - это не реальный бой, и даже не симуляция реального боя, а лишь "игра в бой", и что подобные спарринги являются не вершиной мастерства и не испытанием сил, а всего лишь вспомогательным упражнением.

Чемпионат Иерусалима по нунчаку-до - кумитэ Ката - серия определённых заранее приёмов, которые выполняются в строгой последовательности. В процессе обучения специально созданные ката позволяют отработать весь спектр приёмов, изучаемых по программе подготовки для того или иного пояса. По ката проводятся соревнования, выполнение ката оценивается в зависимости от техники, скорости и стиля.

Фристайл - свободные упражнения, выполняемые под музыку, нечто вроде художественной гимнастики, совмещённой с жонглированием - сложные эффектные техники, зачастую не имеющие боевого применения, акробатические номера с одиночными или парными нунчаку. По фристайлу также проводятся соревнования, где выступления оцениваются в зависимости от стиля, техники и оригинальности.

Нунчаку-дзюцу или самооборона - наиболее "боевой" раздел. В рамках этой дисциплины изучается применение нунчаку для защиты от различных видов нападения - с оружием или без оружия . Важной частью техники самообороны является умение использовать нунчаку не только для нанесения ударов, но и для проведения блоков, болевых захватов, бросков и обезоруживания. Хотя по нунчаку-дзюцу не проводятся соревнования, успешная сдача экзамена на владение техникой этого раздела является непременным условием для присвоения чёрного пояса.

В настоящее время чемпионаты по нунчаку-до проводят несколько организаций: Всемирная Ассоциация Нунчаку (WNA) и Всемирная Федерация Нунчаку (WNF), а в некоторых странах и Всемирная Федерация Кобудо (WKF).

Если Вас интересует дополнительная информация по этому виду спорта, Вы можете посетить официальную страницу WNA. Если Вы проживаете в России, Вы можете также зайти на сайт Российской Федерации Кобу-Дзюцу - эта организация является представителем WNF в России, занимается преподаванием и аттестацией, а также проводит чемпионаты.